РНТО

Монах ATHANASIOS Дополнение ко вчерашнему тексту...

Оригинал взят у m_athanasios в Дополнение ко вчерашнему тексту
    Возстанавливая слетевший при загрузке в ЖК текст ОТНОШЕНИЕ АΘОНСКИХ МОНАХОВ К ИНТЕРНЕТУ И МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ, забыл отметить один важный момент и решил его включить, а потом и всю концовку отредактировал. В этом все преимущества и достоинства он-лайн книги. Поэтому закончим мы вчерашний пост следующим образом.

  В итоге, что получается? Святейший два года оставлял без внимания мои письма о безобразиях и безчинствах, которые устраивают в сети прельщенные российские попы и "воцерковленные мiряне", а тут вдруг, только приехав на Святую гору, не нашел другой темы, как пугать аθонитов искушениями всемiрной сети. (?!) Что нас пугать?! В интернете таких реликтовых, как карульские, демонов не встретишь. Да и любой скажет, что прежде чем в каком-то вопросе других поучать, нужно его в своей Патриархии решить и у себя с этим навести порядок.
    Однако очень надеюсь, что поднятая Святейшим в интернете волна смоет немало грязи, и воспитательные мероприятия против попавших в сети и пропавших в сети российских попов и иеромонахов все-таки проведутся. Ведь Господь все во благое обращает.
    Далее цитирую Патриарха и резюме сайта Московской Патриархии:
    «Монашеская традиция неслучайно такая строгая. Строгость направлена на создание самых лучших условий для того, чтобы человек мог спасти свою душу. И поэтому нужно соблюдать монашеские традиции, не нужно никаких реформ, приспособления монашеской жизни к современным условиям», — заявил Предстоятель Русской Церкви, отметив необходимость ограничения использования насельниками монастырей новых технологий.
    Непонятна и требует толкования не совсем ясная мысль Патриарха о значении строгости в деле спасения. Как именно может быть "строгость направлена на создание самых лучших условий для того, чтобы человек мог спасти свою душу"?.. И в чем она должна проявляться?.. Но можно предположить из контекста, что Святейший имел ввиду укрепление, так сказать, монастырской дисциплины.
    Мы согласны, что без дисциплины в монастыре нельзя. И аθонский устав очень строгий — на всех келлиях, где живет несколько монахов, неукоснительно исполняется весь Богослужебный круг. Однако монаху нужна, прежде всего, внутренняя строгость и дисциплина, а строгость внешняя бывает так, что и духовно повредить может. Подчинение против воли — это по духу совсем не монашеское послушание, и оно формирует психологию раба. А раб всегда лукав.
    В этом то, как раз, и заключается разница между монашеством аθонским и российским. В России, несмотря на заорганизованность монастырской жизни и неусыпный контроль за ней со стороны правящих архиереев, мы то и дело узнаем о страшных духовных падениях монахов и всяких с ними неприглядных историях. На Аθоне же при наличии у монахов полной духовной свободы, которую они по своей собственной воле приносят в жертву своим духовным руководителям, даже в наши, по многим знакам, последние времена можно воочию лицезреть множество примеров, действительно, ангельского жития и подвижнечества, сравнимого с аскезой древних отцов.
    Что касается реформ и приспособления монашеской жизни к современным условиям, то здесь опять не по адресу. Если бы не существовал Аθон с его независимым духом, архиереи давно бы уже Православие реформировали. А призывать аθонитов соблюдать монашеские традиции видится вовсе неуместным.
    Так же требует разсуждения и вывод о необходимости ограничения использования насельниками монастырей новых технологий. Ограничения во всяком деле необходимы. И для каждого чина они разные. (!) Система ограничений и есть дисциплина. А вот считать, что монахов новейшие достижения человеческой мысли не должны интересовать - глубокое заблуждение. Тем более, что все они сейчас, в основном, связаны с развитием коммуникаций - сферы духовной и монахов непосредственно касающейся.
    И в вечный пример нам правильного монашеского устроения - отношение к последним научным и техническим достижениям своего времени отца-основателя аθонского монашества Преподобного Аθанасия. Агиос Аθанасиос был самым передовым человеком своего века и в строительстве Лавры использовал все достижения того времени. Кроме того, что он был игуменом первого на Аθоне общежития, еще - и великим инженером, механиком, строителем и даже военным стратегом (В полном смысле слова - разрабатывал планы военных операций!). А уж интернетом, если бы он в его время существовал, пользовался бы вне всякого сомнения. Ведь духовные чада у него были по всей тогдашней Вселенной! Императоры ему гонцов с записками посылали, а тут все на мониторе....

    Как вы поняли, речь Святейшего аθонитов не впечатлила, более того, отцы выразили свое недовольство тем, что Патриарх Кирилл вмешался в область вне его компетенции и власти — во внутреннюю жизнь Аθона. Чем здесь монахам заниматься, какие уставы соблюдать и какой образ жизни вести — это наше, аθонитов, дело. И кому интернетом пользоваться позволительно, а кому нет, может решить только духовник конкретного монаха, у которого тот находится в послушании.
    Аθон почти всю свою историю под властью архиереев не был, как и монашество, вообще, возникло без их участия. (Антоний и Макарий Великие на то, чтоб уйти в пустыню, архиерейского благословения не спрашивали.) И только в ХХ-м веке Агион Орос, после того, как отошел от Турции к Греции, по политическим соображениям и по малодушию и человекоугодию некоторых игуменов и эпистатов перешел под омофор Вселенского Патриарха. Но его власть здесь до сих пор чисто номинальная. Конечно, свой авторитет Патриарх использовать может, и на кого-то это действует, но права вмешиваться во внутренние дела монастырей он не имеет.
    Свою духовную свободу аθониты ревностно отстаивали во все времена. Потому-то Аθон и сохранился как нерушимый оплот Православия, что духовная свобода, здесь царящая, не позволяет какому-то еретику-архиерею захватить власть, подчинить себе его насельников и насадить властию своей ересь. И именно эта свобода притягивает сюда всех, кто желает истинного монашеского жития.
    Свободные люди, вообще, остро чувствуют на свою свободу малейшее посягательство, и потому агиориты сразу отметили это в в самом тоне патриаршей речи. И в обсуждениях говорилось о том, на то Церковь живой организм, что каждый занимается своим делом. И дело епископа - охранять свою паству от уклонения в ересь и ее защита ее от беззакония земных правителей. И как раз по этим пунктам к нему есть большие претензии. Но это уже выходит за рамки нашего обсуждения. И мы позже обязательно эту тему подымем.
    А давать афонским монахам советы, как устраивать их монашеское житие, самому этой жизнью не жившему, очевидно, что не стоит. И Апостол Павел говорит, что учить может только тот, кто сам этому научен.
    Что же касается ходивших, за время моего отсутствия в сети, слухов, что мне запретят пользоваться интернетом и прочее, то этого права не имеет даже игумен Лавры, которому я непосредственно подчиняюсь в вопросах канонических и хозяйственных. Это уже касается моей духовной жизни. А в этой сфере, по своему положению старца Святой Аθонской горы, я уже никому, кроме Бога, не подчиняюсь - могу только прислушиваться (и буду это делать всегда).
    Тем более, сам Святейший Владыка предложил возлагать послушания, связанные с использованием Интернета, на отдельных наиболее опытных монахов. А уж, простите, если по этому критерию уже и аθонские старцы не проходят, кому, вообще, тогда, по мнению Патриарха, можно в Интернет заходить?
    Я, к примеру, пришел в сеть не для развлечения, а с конкретной целью, которую изложил в профиле Живой Книги. Прочитайте еще раз:
Всемогущий Бог ради нашего спасения и зло обращает в добро. А потому и всемiрная сеть, которой Враг рода человеческого стремится опутать нас, затянуть в грех и поставить под свой полный контроль, в то же время, становится причиной нашей от него свободы. Так как интернет (пока еще!) позволяет противящимся установлению нового мiрового порядка, а проще — царству Антихриста, воспользоваться непобедимым оружием, которым вооружил Христос верных своих. Это оружие — мощнее ядерного — есть Правда.
    Невообразимая до наступления эры интернета возможность общения огромного числа людей в режиме он-лайн, позволяет с невиданной доселе быстротой распространять идеи в обществе и переводить их в практическую плоскость. Учитывая же то, что современные войны в значительной степени переместились в информационное пространство, интернет становится очень эффективным средством ведения войны. А для нас, русских и православных, вообще, терпящих в информационной войне пока сплошные поражения, его роль возрастает многократно, так как все другие средства массовой информации практически полностью захвачены нашим противником.
    Именно поэтому я и вышел в интернет как на войну. И этим отнюдь не нарушаю свой монашеский чин, несмотря на бытующее мнение, что монаху общественно-политической деятельностью заниматься не подобает.
    Это распространенное даже в монашеской среде мнение основано на каких-то совершенно умозрительных представлениях о монашестве, но жизненный пример его основоположников и в Византии, и в России — Преподобных Афанасия Афонского, Феодора Студита, Сергия Радонежского, Иосифа Волоцкого — это заблуждение несомненно выявляет.
    Во все времена и у всех народов любое политическое событие или движение имело свою духовную основу и принадлежность. Особенно наглядно это в наши дни, когда все политические процессы в мiре развиваются в русле его предуготовления к скорейшему пришествию Антихриста, а потому непосредственно затрагивают каждого христианина, вне зависимости мiрянин он или монах, так как касаются спасения его души и Жизни Вечной. И искусственно создавая подобные стереотипы, враги Православия имеют цель обезоружить своих главных противников.
    Ведь даже владея подавляющим властным и финансовым ресурсом, трудно бороться с теми, кто не живет материальными категориями. Отсутствие земных привязанностей и зависимостей, позволяет монаху, в отличие от поглощенного житейскими попечениями мiрского человека, иметь безпристрастную точку зрения на все общественные проблемы и события и свободно - без страха, лицемерия и лицеприятия - ее отстаивать. Это ни в коей мере не является каким-то нашим личным, монахов, достоинством, а просто преимуществом нашего положения, которое, кстати, мы, увы, так редко используем.
    И, конечно, начинаю это дело не с целью создать очередное кухонно-интернетное сообщество виртуальных борцов за освобождение русского народа, а в надежде подвигнуть русских людей возстановить в России русскую власть.


    В заключении выразим надежду, что паломническая поездка на Аθон принесла Святейшему духовную пользу и укрепит его в служении своей пастве.
    А также просим его благословения и святых его молитв.




Tags: