РНТО

Сегодня исполнилось 109 лет со дня героической гибели крейсера “Варяг”

Сегодня исполнилось 109 лет со дня героической гибели крейсера “Варяг”

Сегодня исполнилось 109 лет со дня героической гибели легендарного крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». В этот день этот день в 1904 году, получив внезапное сообщение о начале русско-японской войны, отвергнув предложение о сдаче в плен, они предприняли попытку прорыва из порта Чемульпо, и вступили в бой с превосходящими силами противника.За час с небольшим комендоры «Варяга» выстрелили более 1000 снарядов по кораблям японской эскадры, нанеся им заметный урон. В то же время «варяжцы» понесли потери в членах экипажа, оружии и технике, несовместимые с дальнейшим выполнением боевой задачи. Было принято решение вернуться на внутренний рейд порта, затопить «Варяг», пароход «Сунгари» и взорвать «Кореец». Продемонстрировав всему миру силу русского духа, мужество и верность Андреевскому флагу, российский моряки навечно вписали свой подвиг в летопись ратного служения Отчизне.

Памятная церемония и православная лития, прошли в субботу на Морском кладбище Владивостока у мемориала нижним чинам “Варяга”. В них приняли участие командование ТОФ, военные моряки, ветераны флота, воспитанники детской флотилии “Варяг”, курсанты морских вузов города”



Мемориал матросам крейсера «Варяг» был открыт по просьбе раненых моряков легендарного крейсера. В госпиталь Чемульпо сразу после боя поступили 24 русских матроса. Умирая от ран, они просили похоронить их на русской земле. Правительство России в 1911 году обратилось к Японии с просьбой разрешить перенос праха в Россию, во Владивосток.

Японцы дали согласие на перенос останков русских моряков из оккупированной ими Кореи. Двадцатого декабря 1911 года состоялось погребение останков героев на Морском кладбище Владивостока. Летом 1912 года на братской могиле на народные пожертвования был установлен обелиск из серого гранита, увенчанный Георгиевским крестом. Рядом с памятником героям «Варяга» находятся могилы моряков — участников русско-японской войны.

В память о легендарном крейсере и подвиге моряков именем “Варяга” назван современный боевой корабль — ракетный гвардейский крейсер “Варяг”, флагман ТОФ. Корабли ВМФ РФ такого класса за рубежом образно называют “убийцами авианосцев”.

Справка ТЪ

«Варяг» — бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901—1904 гг. Крейсер был заложен в 1898 году. В 1900 году корабль был передан в Военно-Морской Флот Российской империи и в 1901 вступил в строй. По техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных: оснащенный мощным пушечным и торпедным вооружением, он был к тому же и самым быстроходным крейсером России. Кроме того, “Варяг” был телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации.

Высота корпуса корабля составляла 10,46 м. Все жизненно важные механизмы, машины, котлы и погреба прикрывались броневой палубой из «экстрамягкой никелевой стали», протянувшейся от штевня к штевню на высоте 6,48 м от основной линии. Над машинным отделением палуба поднималась до высоты 7,1 м; к бортам ее скосы спускались ниже ватерлинии примерно на 1,1 м. Броня была склепана из 19-мм и 38-мм плит; общая толщина горизонталь­ной палубы и скосов составляла соответственно 38 и 76 мм.

«Варяг» был укомплектован многочисленным вооружением. В отличие от других крейсеров, на нем все торпедные аппараты размещались над водой. Крупная артиллерия крейсера (152-мм и 75-мм орудия) объединялась в три батареи.
В первую входило 6 152-мм орудий, расположенных в носовой части, во вторую — 6 кормовых 152-мм орудий; в третью — 12 75-мм пушек.
Все орудия крейсера, включая и мелкокалиберные, имели сквозную нумерацию, причем по правому борту шли нечетные номера, а по левому — четные. Нумерация — с носа на корму:
• 152-мм орудия Канэ образца 1891 года. На полубаке — № 1 и № 2. На верхней палубе — орудия № 3 — № 12;
• 75-мм орудия Канэ образца 1891 года на станках Меллера. На верхней палубе — № 13 — № 22; на жилой палубе в салоне командира — № 23 и № 24;
• 47-мм орудия Гочкиса образца 1896 года. На полубаке на спонсоне орудий № 5 и № 6 — орудия № 27 и № 28. Орудия № 25 и № 26 были установлены на съемных станках, предназначенных для паровых катеров, № 29 и № 30 — на марсе фок-мачты, а № 31 и № 32 — на марсе грот-мачты;
• 37-мм орудия Гочкиса образца 1896 года. Оба орудия № 33 и № 34 устанавливались на площадке за кормовым мостиком;
• 63,5-мм десантные пушки Барановского образца 1882 года. Орудия № 35 и № 36 находились на полубаке под крыльями носового мостика. Колесные лафеты для них хранились отдельно — под носовым мостиком за боевой рубкой;
• пулеметы устанавливались на специальных кронштейнах, расположенных на фальшбортах около боевой рубки.

Все торпедные аппараты на крейсере были надводные. Два из них располагались в штевнях в оконечностях корабля в неподвижном положении; четыре — по бортам: два в помещении корабельной церкви и два в кают-компании.
Экипаж корабля 20 офицеров, 550 матросов и унтер-офицеров. В бою 27 января 1904 года участвовали 558 человек: 21 офицер, священник, 4 кондуктора, 529 нижних чинов и 3 вольнонаемных.

За время которые длился бой у Чемульпо огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера («Асама», «Чиода», «Такачихо» и флагман «Нанива»), противник предположительно потерял около 30 человек убитыми и около 200 человек ранеными. «Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился трех 6″−орудий, потери экипажа составили 1 офицер и 30 матросов были убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения.

Материал подготовлен по информации издания Оружие России